МЕДИТАЦИЯ (Нил Доналд Уолш. Книга Перемен)
МЕДИТАЦИЯ (Нил Доналд Уолш. Книга Перемен)
...Для того чтобы получить доступ к Данным Жизни, необходимо успокоить ум. Это дает возможность услышать душу, в которой данные хранятся. Один из способов добиться этого — медитация. Все слышали о медитации, но большинство на самом деле не умеют медитировать.
Меня много раз спрашивали во время ретритов по духовному обновлению, могу ли я посоветовать наилучший способ медитации.
И конечно же, никакого «наилучшего способа» не существует. Лично я медитирую в процессе написания текстов. Для меня это очень сильный метод медитации, и большую часть времени, когда я якобы пишу, я на самом деле просто смотрю в пространство, ни о чем не думая, — я просто пребываю вместе с тем, что движется через меня в этот момент, сохраняя открытость к тому, что придет дальше, — без вопросов, ожиданий или требований. (А это, конечно же, прекрасный стиль для движения через всю жизнь.)
И хотя ни одна форма медитации не «лучше», чем другие, но есть одна форма, о которой большинство людей наслышаны и хотят узнать о ней побольше, — это так называемая «сидячая медитация». Поэтому позволь мне поделиться тут некоторыми идеями о ней.
Давай начнем с того, что прямо здесь и сейчас совершим «краткую» медитацию, — просто для того, чтобы твой ум мог передохнуть. Итак, на минутку…отложи книжку.
Закрой глаза и дыши глубоко. Для начала сделай три медленных «сонных» вздоха, затем расслабься и просто посиди спокойно наедине с собой.
Когда будешь готов, переходи к…
НЕКОТОРЫМ ИДЕЯМ ПО ПОВОДУ МЕДИТАЦИИ
Одна вещь, которую я могу посоветовать людям, которым сложно успокоить свой ум, — это регулярно практиковать сидячую медитацию два раза в день — по пятнадцать минут утром и вечером.
Если возможно, выдели для этого особое время. Желательно придерживаться графика строго. Однако, если выполнять медитацию по расписанию не удается, подойдет любое время — лишь бы это было не менее двух раз в день, утром и вечером.
Когда погода располагает, можно медитировать на свежем воздухе в лучах утреннего солнышка или при мерцании звезд. Да и находясь в помещении, можно усесться возле окна, чтобы быть поближе к тому же солнцу или звездам. Как я уже говорил, не существует «правильного способа» выполнять сидячую медитацию. (В действительности, не существует «правильного способа» делать что бы то ни было.) Сидеть можно в удобном кресле, или на полу, или в кровати. Просто выбери то, что подходит тебе лучше всего.
Многие предпочитают сидеть на полу, ни обо что не опираясь спиной (или же обо что-то опираясь — например, о стену), поскольку такая поза помогает им лучше «присутствовать» в пространстве. А некоторые говорят, что излишне комфортная поза — например, в мягком кресле или в кровати — располагает их к тому, чтобы задремывать или отвлекаться от текущего момента, а сидя на полу или на траве, они отвлекаются реже. Им удается сохранять внутреннее «присутствие».
После того как усядешься, сосредоточь внимание на дыхании. Закрой глаза и просто прислушивайся к вдохам и выдохам. Пребывай в темноте и обращай внимание только на то, что слышишь. Когда обретешь «единство» — не нахожу другого подходящего слова — с ритмом своего дыхания, начинай распространять свое внимание на то, что видит твой «внутренний взор».
Обычно в этот момент он не видит ничего, кроме тьмы. Если ты видишь образы — то есть «думаешь» о чем-то и видишь эти мысли перед собой, — тогда поработай над тем, чтобы стереть эти образы из сознания, как это бывает, когда затемняется видеоизображение, пока экран не станет черным. Настрой свой ум на черноту. Сосредоточь на ней свой внутренний взор и пристально вглядывайся в эту тьму. Ничего конкретного не высматривай, но просто глубоко вглядывайся, позволяя себе ничего не искать и ни в чем не нуждаться.
Лично у меня в результате этого обычно появляется маленькое мерцающее голубое «пламя» или вспышка голубого света, пронзающая тьму. Я заметил, что, если начинаю думать об этом свете последовательно — то есть пытаюсь его определить, описать самому себе, осознать его форму, понять, что он «делает» и что «означает», — он сразу же исчезает. Единственный способ «вернуть» его — это не направлять на него никаких мыслей.
Мне приходится немало потрудиться, чтобы отключить свой ум и просто пребывать в текущем моменте, не оценивая его, не давая ему определений, не пытаясь вызвать какие-то события, что-то выяснить или понять что-то при помощи логического мышления. Это похоже на занятия любовью. Там тоже нужно отключить ум и просто быть в моменте и в переживании, не оценивая его, не давая ему определений, не пытаясь вызвать какие-то события, что-то выяснить или понять что-то логически, — только тогда этот опыт может стать волшебным и мистическим.
Медитация — это занятие любовью со Вселенной. Это единение с Богом. Единение с Я. Этого не нужно понимать, создавать или определять. Нам не нужно понимать Бога, мы просто ощущаем Его. Нам не нужно создавать Бога, Он просто есть. Нам не нужно определять Бога, Бог определяет нас. Бог ЯВЛЯЕТСЯ определяющим и определяемым. Бог есть само определение.
Замени в предыдущем абзаце слово «Бог» на слово «Я», и значение останется тем же.
А теперь вернемся к танцующему синему пламени. Как только ты отгонишь от этого пламени свой ум, сохраняя на нем сосредоточенность, без ожиданий или каких бы то ни было мыслей, мерцающий свет может снова появиться. Фокус в том, чтобы удерживать свой ум (то есть мыслительный процесс) вне его, одновременно сохраняя сосредоточенность (то есть твое индивидуализированное внимание) на нем.
Можешь представить себе такую двойственность? Это означает не обращать внимания на то, на чем сосредоточено твое внимание. Это очень похоже на сон наяву. Это как если ты сидишь средь бела дня в окружении занятых какой-нибудь бурной деятельностью людей и не обращаешь внимания ни на что — и в то же время на все вместе. Ты ничего не ожидаешь, ничего не требуешь и ничего в частности не замечаешь, но настолько сфокусирован «ни на чем» и в то же время на «всем», что кто-то непременно выдернет тебя из этого состояния (возможно, пощелкав при этом пальцами перед твоим лицом) вопросом: «Эй! Ты что, спишь наяву???»
Спят наяву обычно с открытыми глазами.
А сидячая медитация — это «сон наяву с закрытыми глазами». Таково наиболее точное описание этого опыта, какое я только могу дать.
Итак, пляшущее голубое пламя появилось снова. Просто воспринимай это пламя, не пытаясь его определить, измерить или объяснить самому себе. Просто… упади в него. Возникнет ощущение, что пламя приближается к тебе. Оно будет становиться все больше в твоем внутреннем поле зрения. Это вовсе не пламя движется к тебе, но ты движешься к опыту приближения и проникновения в него.
Если повезет, ты ощутишь полное погружение в этот свет, прежде чем твой ум станет рассказывать тебе о нем и сравнивать его с Данными из Прошлого. Если ты переживешь хотя бы миг такого бездумного погружения, то познаешь блаженство.
Это блаженство полного знания и полного опыта своего Я в Единстве со всем, с Единственной Сущностью, Которая Есть. Невозможно «попытаться» ощутить это блаженство. Если ты увидишь синее пламя и станешь предвкушать это блаженство, пламя тут же исчезнет, — во всяком случае, мой опыт именно таков. Предчувствие и/или ожидание прерывает этот опыт. Так получается, что этот опыт происходит во ВсегдаСейчас, а предчувствие или ожидание перемещают его в будущее — туда, где тебя нет.
Поэтому кажется, что пламя «ушло». Но ушел не огонек, а ты. Ты покинул ВсегдаСейчас.
Это оказывает такое же воздействие на твое внутреннее зрение, как закрытие глаз — на восприятие физического мира вокруг. Ты буквально отгораживаешься от мира. В моем случае это ощущение блаженства длится по секунде на каждые тысячу секунд медитации. Ощутить его однажды — это благословение и в некотором смысле проклятие, потому что я постоянно желаю вернуться к этому переживанию. И все же бывают мгновения, когда мне удается отступиться от желания, отдалиться от надежды, отвергнуть ожидания и полностью поместить себя в текущий момент, не ожидая ничего в частности. К этому ментальному состоянию я и стремлюсь. Это нелегко, но достижимо. Когда (если) я достигаю этого, это означает, что я достигаю безмыслия.
Безмыслие — это не опустошение ума, но сосредоточение ума за пределами ума. Это и означает «быть не в своем уме» — то есть оказаться на время в стороне от своих мыслей (ниже мы поговорим об этом подробнее). Безмыслие подводит меня очень близко к месту между сферами в Царстве Божьем — к пространству Чистого Бытия. Оно подводит меня очень близко к нирване. Оно уносит меня в блаженство.
Так что… если тебе удалось найти способ регулярно успокаивать ум — через сидячую медитацию, или медитациюпрогулку, или «медитацию в действии» (можно превратить в медитацию мытье посуды, или чтение книги, или ее написание), или стопмедитацию (и опять, более подробно мы поговорим об этом позже), — ты тем самым взял на себя одно из важнейших обязательств в своей жизни: обязательство перед душой — быть с душой, встречаться с душой, слушать и слышать ее, взаимодействовать с ней.
Таким образом, идя по жизни, ты будешь ориентироваться не только на ум, но и на свою душу.
Nil_Donald_Uolsh_Kniga_peremen.doc